Дядя Коля. Преподаватель.
«Основы физического театра»


Театральное пространство в Колтушах, больше известное как «Театр Дяди Коли», существует уже пятый месяц и успело завоевать благодарность как от зрителей, приходящих на концерты и спектакли, так и от родителей, чьи дети посещают занятия в студии. А дети – это вообще отдельная история, они все обожают «Дядю Колю». Но, конечно, этого бы всего не было, если бы не сам Николай Борисович Кычёв, который настолько погрузился в свое детище, в его развитие и желание делать все больше и больше для людей, проявляющих интерес к театру, что иногда мне кажется, он успел забыть, что существует реальный мир и хлеб насущный.

— Николай Борисович, театр открылся недавно, но Вы, как мне кажется, успели уже сделать очень многое.

Первого июня, как вы знаете, мы открылись и, действительно, за это время произошли интересные мероприятия. Когда-то я пообещал самому себе, что буду заботиться, прежде всего, о детях и людях старшего возраста и пока, как мне кажется, все получается. Для ветеранов мы уже сделали замечательные вечера: выступала концертная группа «Винил», потрясающий Игорь Сладкевич со своими песнями, зал всегда был полон. К сожалению, пока были только два мероприятия для наших уважаемых жителей ветеранов и пенсионеров, но это потому, что лето – пора отпусков и артисты тоже либо отдыхали, либо были на гастролях. Сейчас мы с новыми силами взялись за организацию подобных вечеров.

Хореограф Светлана Вакуленко. Художественный руководитель
Театра Дяди Коли.

— Вы все так же считаете, что это здесь необходимо?

Безусловно! Потому что эти бабушки и дедушки никогда не поедут в Петербург в театр. В этом и была наша идея: для тех, кто не может добраться до Петербурга, проехать эти 7-8 км, сесть в метро и оказаться в центре города, чтобы попасть в театр или на авторский вечер, это все привозить сюда, в Колтуши. К тому же, как я и говорил ранее, для них это совершенно бесплатно. И да, буду в очередной раз кланяться до земли, спасибо Сергею Владимировичу, что он поддерживает такие начинания.

— Но ведь сюда приезжал и театр для всех остальных желающих прикоснуться к прекрасному?

Да, только что приезжал замечательный петербургский коллектив «Hand made». Ребята только приехали из Китая, а теперь, выступив у нас, уезжают обратно, мне удалось их перехватить. По- моему, замечательно прошел спектакль, посетить его могли все желающие, но, к сожалению, мест в зале ограниченное количество, поэтому больше 35-45 человек никак не получается разместить.

— Как часто вы планируете приглашать артистов? Ведь это, действительно, актуальные вещи для наших жителей, для их детей.

Это очень актуально и для нас. Сама идея, чтобы ребята знакомились с лучшими образцами театрального творчества Петербурга здесь, в Колтушах – это важно. Но это вещь недешевая, сразу скажу, и зависит не только от нашего желания. Билеты мы специально делаем дешевыми, не как в Петербурге, остальную часть финансирует Колтушская Строительная Компания и она мне, к счастью, не отказывает, поэтому, раз в месяц мы попытаемся привозить сюда какие-то коллективы, возможно, и чаще. Первый опыт был удачным, будем продолжать в том же духе.

— Раньше в Колтуши, приглашались подобные коллективы?

Так как мы являемся автономной некоммерческой организацией, я не владею достоверной информацией, но, вероятно, приглашались и приезжали, когда был зал в ТРЦ, где была возможность выступать. А сейчас основная проблема в том, что нет не только театрального зала, но и кинозала, где могли выступать хотя бы барды или эстрадные коллективы.

 

Преподаватель магистерской программы «Художественные практики современного танца» Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой Александр Любашин

— А вообще, Вы считаете, нужно иметь подобное пространство в таком поселении, как наше?

Не только нужно, назрела необходимость. В прошлом выпуске газеты была статья, посвященная ансамблю «Радуга». И Ирина Владимировна Титова, руководитель этого коллектива, я полностью с ней согласен, ставит эту проблему. Ну, это же невозможно, что даже такой заслуженный коллектив, как «Радуга», при том, что у нее занимается около 150-200 детей, в «Радуге», «Радужке» – не имеет своего помещения для занятий. Насколько я знаю, раньше они размещались в помещении ТРЦ, диско-зале, не скажу, что он был нормальный и подходящий для тренировок, но он был. Сейчас они вынуждены заниматься в старой школе, в спортзале. И это при том, что, напомню, «Радуга» официально входит в Колтушскую централизованную муниципальную клубную систему.

— Может быть, в других поселениях есть какие-то похожие залы?

Насколько я знаю, близлежащий – это старый Дом культуры в Разметелево, он сейчас на реконструкции и как там дела на самом деле, я не в курсе. И еще, Вы поймите, вопрос не в том, что где-то что-то есть. Априори, если таких площадок, залов, где можно не только концерты показывать, но и кино, условно говоря, универсальные залы, будет больше, тем это лучше. Почему сюда питерские театры не будут приезжать? Потому что нет нормальной сцены и зала. Все просто.

— От кого это все зависит?

От власть имущих. Это прямая обязанность администрации поселения – озаботиться этой проблемой. Понятно, что для бизнеса это не интересно, культура никогда рентабельной не будет. Это заблуждение, что можно без проблем содержать театральный зал, а в аренду сдавать, конечно, не интересно, не те деньги. Но вот администрация как раз обязана этим всем заняться, не может такое большое поселения обходиться без культурной деятельности и, как следствие, инфраструктуры для нее.

— Давайте вернемся к Вашему детищу, «Театру Дяди Коли». Сколько сейчас у вас групп занимается?

У нас сейчас 4 группы. Совершенно взрослые люди, они занимаются театром, стрейчингом, контемпорари («contemporary dance»). В переводе с английского это значит «современный танец». Затем группа старших детей — это группа 9-12 лет. Средняя группа – 6-8 лет, и младшая группа – детки 4-5 лет.

Олег Касинов. Преподаватель. «Актерская риторика»

— Которую вы недавно создали…

Да, в октябре.

— Почему?

Когда мы открылись в сентябре, к нам стали обращаться родители, объясняли, что в детский сад большие очереди, а детей надо развивать. И мы решили, что надо создавать еще одну группу для маленьких, сейчас они занимаются два раза в неделю. Стараемся пока держать демократичные цены и условия, потому что как раз в отличие от хореографических коллективов, где детей много и индивидуальность зачастую не работает, мы не набираем большие группы, максимум 12 человек. В занятии театром важно развивать индивидуальность, успеть к каждому ребенку найти свой ключ. И не только к ребенку, но и к родителям – они наши союзники.

— Не секрет, что мой ребенок тоже посещает занятия, поэтому в следующем вопросе я заинтересована непосредственно. Я знаю, что по субботам дети занимаются полтора часа хореографией и после этого еще час актерской риторикой. В моем понимании хореография – это стоять у станка, позиция первая, вторая, деми плие, гранд плие… Причем это занятие для девочек – так мне всегда казалось. Но в данном случае это выглядит как-то совсем иначе …

Надо сказать, что у нас со Светланой (Светлана Вакуленко – художественный руководитель Театра Дяди Коли) классическое образование. Мы оба, только в разное время, учились у профессора Юрия Иосифовича Громова, ныне покойного), на кафедре хореографии и закончили в разное время, с разницей в 13-15 лет. Я учился еще в советский период, называлось это Высшая школа культуры при ВЦСПС. Светлана училась в «Гуманитарном Университете Профсоюзов» и закончила с красным дипломом. Суть вот в чем: сегодня существует очень много видов танца. В 20-м веке появился танец, который начался от Вацлава Нижинского, а потом была Марта Грэм, так называемый «танец модерн», современный танец. Т.е. классика вся идет на вертикаль, и то, что вы говорите о балетном станке, это называется классика – классический танец, народный танец, народно- сценический, бальная хореография.

Сейчас же современная хореография занимается не вертикалью, а горизонталью – так называемым свингом. Это когда движение перешло от вертикали к горизонту – горизонтально земле. И сейчас технологий, техник и стилей – великое множество. Хорошо и то, и другое. Ребенок должен знать и что такое вертикаль, и что такое горизонталь. Должен понимать, что такое энергетика ритма, что такое прыжок-падение, что такое работа с телом, весом тела. Обученный ребенок может двинуться в сторону физического театра – он может выйти на сцену. Наша задача – облегчить ему этот путь, мы этим и занимаемся. А Ваше, Ева, понимание того, что хореография только для девочек – это ханжеский взгляд на культуру. Мы живем в эпоху информационной революции, мы сейчас в интернете можем узнать про все, не выходя из дома. Поэтому, если бы Вы прочли правильно название занятий, а именно – «современная хореография» – Вы бы так долго не мучились этим вопросом.

— Спасибо за разъяснение. А что будет у ребенка на выходе после этих занятий?

Чтобы ребенок вышел на сцену, к доске, не важно, в любое публичное пространство, не имея стресса, он полностью проходит всю технологическую цепочку у нас в театре. Он будет коммуникабелен, социален, не будет бояться сцены, даже на уроках литературы он будет внятно формулировать проблематику любого произведения.

— Мы, видимо, уже говорим о втором занятии?

Да, актерская риторика, где преподаватель Олег Касинов. Дети учатся коммуникабельности, правильному звукоизвлечению, посылу звука, постановке речи, исправлению речи…

— Это что, логопедия?

Опять же, вы задаете сложный медицинский вопрос. Что такое логопедия? Это исправление речи. У нас у всех существует проблемы, даже у артистов на сцене есть проблемы – свистящие согласные, буква «р», гласные, зажатая нижняя челюсть, неподнятие верхней губы при подаче звука и так далее. Нужно объяснить множество вещей, чтобы правильно понять, что такое мимика и какие мелкие мышцы отвечают за тот или иной звук. И да, это и логопедия в том числе. Как результат – раскрепощение, социализация ребенка, открытие звука. Если мы поймем, что человек одаренный и подает надежды, мы будем стараться его двигать и на сцену. Но задача такая не стоит. Это не самое основное.

— Вы все очень грамотно объясняете, но, мне кажется, мало закончить хореографическую школу и быть известным, болеющим за свое дело человеком, нужно еще иметь и педагогическое образование при работе и занятиях с детьми, как Вы считаете?

Да. Вы правы. И я балетмейстер-педагог по первому образованию. Меня и учили быть педагогом. Хочу сказать: вы должны четко понимать, что существует исполнитель – спортсмен или артист, существует педагог или тренер, существует творец – балетмейстер или тот человек, который придумывает программу спортивных танцев, это совершенно разные профессии. Хороший исполнитель не обязательно, а чаще всего и не может быть педагогом. Зачастую, он не помнит той методики, по которой его воспитывали, ибо он просто одарен. В свое время Константин Сергеевич Станиславский говорил такую вещь, и она действительно парадоксальна: «Я гениев не учу, я учу ремеслу середняков, я даю методу». Вот давать правильную методу в воспитании – это сейчас очень важно. Я, разумеется, никогда не смогу сказать о людях, которые преподают, плохого слова. В творческой среде вообще не принято говорить о коллегах плохо, это правда. Но, тем не менее, родители всегда должны поинтересоваться у преподавателей, чему будут учить ребенка, и послушать внятные ответы.

Приведу понятные примеры. Ребенок плюхается в шпагат, а родители умиляются: «Мой сидит в шпагате!». Вот я сразу хочу сказать, что, если ребенок плюхается в шпагат, это не достижение. Мало того, зачастую это вредно. Потому, что тазобедренные мышцы у него действительно растянуты, а вот стопы болтаются, как снятые с руки варежки. Все, значит, уже проблема у ребёнка. Шпагат можно делать только тогда, когда разогрета и укреплена стопа, растянуты мышцы голени и бедра, тепловой импульс должен начинаться от большого пальца ноги, и если ребенок не контролирует стопы в шпагате, то это неправильно. Перетянув одни мышцы и недотянув другие, можно получить инвалида. Парадокс в этом.

Еще момент. Ребенок становится на мостик. Если по длинной дуге, это правильное занятие, а если ребенок ломается на мостик в пояснице, на уровне груди просто провисает, и верхняя часть позвоночника не задействована, значит, что-то с ребенком уже неправильно. И это родители могут отследить сами.

— Это пугает. Родители девочек, скажем, отдают их на танцы, а мальчиков – на карате, спортивную гимнастику и т.п. Получается, это неправильно?

Суть не в виде спорта, а в тренере или в педагоге. Могу субъективно сказать, к чему призываю родителей лично я. Я призываю: до 5-ти лет не мешать ребенку развиваться, не отдавать на какие-то серьезные виды спорта, не накачивать внешние мышцы. Когда они прокачаны в таком раннем возрасте, это может помешать развитию, в том числе и в росте скелетного каркаса.

Что нужно ребенку? На мой взгляд, обязательно развивать кисти рук – мелкую пальцевую моторику, стопы, обязательно и крутить-вертеть шеей в разные стороны, чтобы не было проблем с логопедом. Зачастую проблемы с речью заключены в слабой шее и заранее бить тревогу не надо, ничего страшного, все это можно поставить за счет укрепления мышц. А еще – правильное звукоизвлечение, когда в русском языке при согласных должна подниматься верхняя губа, а при гласных должна падать нижняя челюсть. Это важно, и эти секретики специалисты знают, логопеды, или те педагоги, которые занимаются сценической речью.

Второй момент – кричит, дайте ему кричать на выдохе, это развитие звука. Это, так называемая опорка, которая существует в природном состоянии.

Начинаете ругаться на ребенка (а это неизбежно), никогда не направляйте этот металлический звук ему в лицо. Вы не можете себя контролировать, когда злитесь и в этот момент вы подаете этот носовой, этот металлический звук «ТЫ БУДЕШЬ СЕГОДНЯ ЗАНИМАТЬСЯ!?». Отвернитесь, скажите замечание, а потом поворачивайтесь. Он не должен получать эту громкую, материнскую, звуковую струю в себя. Звук может убивать, не поверите.

— Не все живут в Колтушах, и не все ходят к вам. Как и где это все укреплять? Стопы, руки, шею… И чтобы это все было грамотно.

Просто-напросто искать педагогов. Как и школу нужно выбирать не по школе, а по первому учителю – это мое субъективное мнение. Нужно выбирать учителя, которого полюбит ваш ребенок. Про тренера то же самое. В любом случае вы должны быть в контакте с педагогом, это же ваш ребенок. Зачем отдавать ребенка педагогу и не контролировать процесс?

Приведу пример. Я, когда учился в институте, практику проходил в Вагановском училище. Это самое знаменитое училище, вы знаете, старейшее. И я видел, как набирают туда детей, по советской системе – в третьем классе (сейчас, может, иначе). Так вот детей, которые занимались спортивной гимнастикой, казалось бы, растянутых, в Вагановское училище брали с трудом. Потому что спортивная гимнастика закачала внешние мышцы, а не те, которые нужны для хореографии. А ведь каждый вид физической деятельности – разные виды мышц. До какого-то возраста, лет до 5-6, дети просто должны расти, надо помогать детской конституции формироваться, а не сжимать конституцию амбициями родителей.

— Николай Борисович, я знаю, Вы только что вернулись из Ставрополя, Светлана тоже еще преподает в городе, как вы все успеваете?

Действительно, только что вернулся из замечательной поездки со Ставрополья. Там у Ирины Кононовой – это финалистка «Танцев на ТНТ», свой театр «10-е Авеню», и я делал режиссерскую сборку нового иронического спектакля «Я ВДОВА. И Я ВДОВА!». Конечно же, наш приоритет – это, прежде всего, развитие Театра Дяди Коли. Но, чтобы повышать свое мастерство и иметь современный взгляд, нужно ездить, учиться, находить время.

В любом случае, даже при таком плотном графике, мы все равно здесь успеваем сделать и настоящие, актерские портфолио с профессиональным фотографом, мастер-класс по видеотанцу, когда дети учатся снимать на смартфон, изучая, что такое средний, крупный, дальний, планы и все законы съемки, потом монтируют и смотрят результаты. Кроме этого, все время проходят мастер- классы, преподаватель магистерской программы «Художественные практики современного танца» Академии имени А.Я. Вагановой Александр Любашин с нами сотрудничает, помогает нам.

Я ничего не хочу загадывать, система должна работать шаг за шагом, тут важен процесс постижения. Выстраивается контакт с родителями – это очень важно для любого нового коллектива. И я отчитываюсь только перед родителями, и больше в творческом отношении мы со Светланой никому не подчиняемся – это и есть кайф, наверное. И когда мы находим этот контакт, вместе с родителями пытаемся создать некое новое культурное сообщество, в этом и есть, наверное, показатель значимого дела. Мне важно видеть, что ребенок любит педагога, а педагог любит ребенка, а не какая-то погоня за мифическим успехом. Понимаете меня? Мне трудно это выразить красивыми словами. Шаг за шагом. Постепенно. С любовью.

газета «Колтуши Сегодня»

 

Similar Posts