Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Я не случайно вынесла в эпиграф эту детскую песенку Михаила Танича и Владимира Шаинского. Во-первых, в тот день, 1 июня, когда открывался Театр Дяди Коли, погода была «изумительная» в своем проявлении,
с порывами ветра, сметающими всё и вся на своем пути, а во-вторых, все друзья действительно были рядом с виновником этого торжества.
Но, у настоящего гения, как и у настоящего мужчины, рядом всегда должна быть муза, единственная и неповторимая и, в данном случае, она не просто есть, она еще и бесконечно талантлива: жена Николая Борисовича – хореограф Светлана Вакуленко. Не просто так дядя Коля начал свое приветствие со слов: «Мы когда поженились и вышли из ЗАГСа, шел дождь, снег, светило солнце, вышла радуга, град и был сильный штормовой ветер. И сегодня, я считаю, что нам с погодой повезло». И в этом весь дядя Коля – по-детски непосредственен и бесконечно влюбленный: в людей и в свое дело.
По идее, я сейчас должна была бы рассказать, как проходило открытие театра, из чего сделан пол в «фисташковом» зале и как грамотно зонировано пространство, но, положа руку на сердце, репортажник из меня никакой, не умею я сухо и лаконично рассказывать о том, что на протяжении всего действа приводило меня в бесконечный восторг до слез. Поэтому – не обессудьте – одни восторги.
Такого количества талантов в одном месте я не видела давно. Студия современной хореографии Анны Чеботаревой – это феерия эмоций и возможностей. Честно говоря, я довольно скептически относилась ко всевозможным детским пляскам, мне казалось — это мило и не более того, но я ошибалась. Под музыку, которая заслуживает вообще отдельного рассказа, просто браво и композиторам и тем, кто выбирал такие произведения для постановок! – девчонки взрывали восприятие, нервы и вынимали душу. Это были не просто танцы, не просто движения рук и ног, это был спектакль, эмоциональный посыл от кончиков пальцев до пронзительного взгляда. Две солистки, две Насти – Маханько и Худякова – мир много потеряет, если вдруг эти нимфы решат пойти по жизни другим путем, ибо – талантище. Хотя, барышни говорят обратное:
— Это зависит от хотения, насколько ты хочешь. Талант это 10%, остальное – желание, и как ты захочешь. У нас есть хореограф, она по образованию переводчик, закончила Герцена, но стала заниматься танцами во взрослом возрасте. Сейчас она зарабатывает исключительно танцами, танцует в очень многих крутых компаниях, она профессионал. У нее нет академической базы, и танцы не с детства. Поэтому, чуть-чуть желания, чуть-чуть везения и способностей – но гораздо больше, это как ты занимаешься и как ты хочешь. Это выглядит легко, но нет, это трудно…
Гостем на открытии Театра Дяди Коли был и Борис Петрушанский. Вы знаете, кто такой Петрушанский? Это — легенда и я безмерно счастлива,
что смогла познакомиться с ним. Вообще, знаете, мы так по жизни куда-то бежим, торопимся, обращаем внимание на что-то значимое и интересное именно сейчас, в данный момент, что пробегаем мимо фундаментального
и неоспоримого, возможно даже кем-то незаслуженно забытого.
Борису Хаймовичу 70 лет, это невысокого роста, скромный, тихо говорящий человек с тонкими, изящными пальцами настоящего художника и гением, достойного фанфар. Ведь именно он и никто иной в течение 30 лет был генеральным директором и художником «Клоун-мим театра Лицедеи», один из основателей Ленинградского клуба карикатуры, на его счету более 60 фильмов, а в коллекции наград – статуэтка «Золотой Чаплин». Когда только создавался театр «Лицедеи», Петрушанский своими руками делал декорации, плакаты, всемирно известный логотип театра, придумывал номера, режиссировал… Когда Вячеслав Полунин по ряду причин, в том числе и потому, что ему было уже сложно с тем коллективом выросших
и требовательных актеров, ушел с желанием сделать новое, Петрушанский остался. Они с командой продолжали делать спектакли, ездили на гастроли, потом сделали школу-студию, лицей «Лицедей» и туда набрали курс,
который сейчас называется «Театр Семьянюки». Я считаю, это один
из самых популярных на западе театров – в одной Франции — многомесячные гастроли на крупнейших площадках Парижа.
Сейчас Борис Хаймович плотно занимается педагогической деятельностью и, как сам признается, что даже при том, что всегда мало платят в этой сфере, то, что он получает, давая своим студентам, это бесценно.
«Я у них учусь не меньше, чем я им даю. Получаю от них новые порывы, посылы, новые знания, энергию, которая мне нужна в моем возрасте».
Однако, что же делает этот человек-легенда на презентации Колтушского театра? А ларчик просто открывался: наш дядя Коля не так прост, как это кажется. В его орбите много талантливых и известных личностей, а все потому, что подобное притягивает подобное.
Для меня это было потрясение, — рассказал Петрушанский. Я думал, что коллектив «Комик- трест», где работал Николай, будет вечно, ведь он по-настоящему был сложен без лишних людей, был немногочисленным, настоящая семья, но, когда Коля ушел, для меня это было потрясение, удивление, я не мог понять причины. Потом понял, что такие люди, как он,
не уходят просто так, по каким-то обидам, временным сдвигам.
Сейчас я понимаю, не эта цель была наверняка, но то, что сейчас он будет реализовывать, это здорово. На самом деле, очень непросто прийти к этому, к уходу из театра, к началу новой жизни. Значит, что-то внутри, что-то снаружи, он же не сидит на завалинке. Он создал то, что требовало безумной энергии. Я знаю, как создать такую комнату, содержать, отремонтировать, как вот эти тряпочки повесить, купить, найти… Самое главное, что не все станут актерами, это очевидно, но на 100% уверен, что то, что этим детям даст дядя Коля – это доброта, любовь, радость и они в жизни станут прекрасными людьми.
А дальше в зале Black box прошли мастер-классы от театра
«Бродячая Собачка», приехали поздравить с открытием давние друзья
и коллеги Николая Борисовича, но особого внимания заслуживает
Санкт- Петербургский театр пластики рук «Hand Made». Люди, это нечто!
Несколько раз пыталась описать это буквами и словами, но ничего у меня
не получается, это надо видеть своими глазами, поэтому – оставлю данное выступление без комментариев. Не поленитесь, сходите сами, поймете, о чем я говорю))
Однако, как вы понимаете, господа читатели, один в поле не воин. Талант, желание, умение, мастерство – это огромный багаж. Но – недостаточный. Недостаточный для того, чтобы все эти желания воплотились в реальность. И с этим Николаю Борисовичу помог и продолжает помогать Сергей Леонтенко. По идее, я должна была бы еще приписать «Генеральный директор Колтушской Строительной Компании», но не буду, иначе это уже получится не восторженный отзыв, а хвалебный отчет. Тем более оказалось, что директора строительных компаний – тоже люди, которым не просто не чуждо искусство, а еще и важно построить театральную мекку своими руками.
Оказалось, Сергей Владимирович в полной мере приложил усилия к тому, чтобы дядя Коля поселился в Колтушах и стал тем, кто он есть сейчас. Когда-то, в театре «Комик-Трест» Леонтенко познакомился со всей командой артистов и в частности с Кычёвым, сообщив тому, что наступит время, постареет свет наш Николай, а будущее то — за детьми. Именно они будут выступать на сценических подмостках, радовать его уходящую натуру, и соответственно, пора создавать для них театральное пространство. Наверное, логичный вопрос, почему именно Николай Борисович? Актеров много – считает Сергей Владимирович,- Но не у каждого хватает сил заняться и руководить этим процессом. Одно дело участвовать в спектакле и быть артистом, другое – уметь организовывать людей. Николай говорит: дайте мне двух человек, и я решу вам любую проблему. Все, что он делает, он делает самостоятельно, не отвлекает на мелочи. Попросил – помогу. Но основное делает сам.
Интрига еще и в том, что Театр Дяди Коли – это не конец. В планах у Леонтенко построить полноценный театр, первый и единственный на сегодня в Ленинградской области, на 220-250 человек зрителей, большой «кубик» со стульями — трансформерами, которые складываются, превращаются в большую площадку, все по европейским стандартам. Уже есть место, несколько площадок, где можно все воплотить и сейчас не спеша готовится. Это, конечно, будет коммерчески невыгодный проект, как сейчас и Театр Дяди Коли, построенный по собственному желанию людей, которые имеют такую возможность и за внебюджетные деньги. Эту ремарку, господа, я вставила не для красного словца, а предполагая реакцию некоторых читателей: «А где же сады? Где школы, дороги, песок в песочницах?». Ну, во-первых, не хлебом единым, как говорится, а во-вторых – ключевое слово в написанном выше – внебюджетные. Простыми словами – деньги из собственного кармана того, кто строит и за это, если здраво подумать, нужно сказать только одно – спасибо!
На вопрос, счастлив ли он сегодня, Сергей Владимирович ответил:
— Конечно! Мне нравится, что к этому притягивают детей, это им нужно. Я вижу, какие они становятся сегодня – совсем не такие, как мы в советское время, октябрята, пионеры… Когда никакого шага влево — вправо сделать было нельзя. Мы были зашуганные и консервативные, а сегодня они растут совсем другими. Главное, чтоб это и взрослые понимали. Детям нужно позволять все, но направлять в нужное русло.
В заключительной речи дяди Коли была амальгама эмоций. Наверное, ему бы хотелось выступить радостно и тезисно, но навернувшиеся слезы на глаза солидного, взрослого дядьки заставили гостей заглушить его слова шквалом аплодисментов:
— На самом деле я считаю, что мы должны заботиться о людях всех возрастов. Я буду делать вечера ветеранов и для них — совершенно бесплатно. Буду приглашать артистов, делать мастер-классы, попытаюсь, чтобы на этой сцене были все Колтуши. Многие люди просто не могут доехать в Петербург, средний возраст еще может вырваться в субботу- воскресенье, но не все. Так пусть театр сам придет в Колтуши, добро пожаловать, мы будем всем и всегда рады.
Дядя Коля! Мы поздравляем Вас с открытием Вашего детища, три года Вы дышали этим проектом и вот он – получите, распишитесь.
А слезы – пусть они будут обязательно! От умиления, от счастья, от благодарности.
Ну что ж… поехали! 🙂
Ева Буранкова